Сегодня 17 февраля. Памятный (печальный) день для нас, потомков фронтовика. А может быть …
Относительно недавно узнали про боевой путь отца в Великую Отечественную войну и про день ранения в кровопролитном сражении на Западном фронте. 17 февраля 1942 года отец наш Чойропов Цыдып Бадмаевич получил тяжёлое увечье на фронте и после лечения 3,5 месяца в эвакогоспитале г. Иваново был демобилизован как инвалид II группы и отправлен домой (из архива ЦАМО).
Раненый, но живой, сын бурятской матери вернулся с фронта - домой. Эмоции матери фронтовика не передать было словами. Бабушка радовалась: «Большое счастье, что вернулся, а рана заживёт».
В послевоенное время родились мы, 3 сына. А нас не было бы на свете, если отец не вернулся с войны. Ведь в Смоленской области, где 17.02.1942 года отец получил ранение, из его роты практически никого не осталось в живых.
У д. Дубровка Думиничского района Смоленской области (ныне Калужская область) отец на всю жизнь запомнил, как три пули прошили верхнюю часть зимней его шапки. Три пули прилетели в лоб, но был иной итог. От смерти кто-то оградил, он верил, что это силы небесные!* Пули прошли всего в трёх сантиметрах от его головы. Четвёртой пулей он был ранен в левую руку (из рассказа фронтовика на встрече с учащимися местной школы, в 1965 году).
«В деревне Дубровка Калужской области в братской могиле похоронено 805 фронтовиков» (из письма местного поисковика).
* Отец мой рассказывал, что перед отправкой на фронт летом 1941 года он, сидя верхом на лошади, три раза объехал дом по кругу. В Ягдыке тогда не было буддийской ступы («субарга»), как сейчас, поэтому совершил такой обряд вокруг собственного жилища, который, как он полагал, поможет почувствовать в себе уверенность за время ратной службы.
Это, оказывается, давнишняя традиция у бурят. Называется обряд «цетар» («hэтэр» по-баргузински). Я нашёл в Инете инфо: «Цетар в тибетском буддизме - обряд дарования жизни живым существам. Цетар - в переводе означает «выкуп, спасение жизни».
На кого может быть направлено намерение (благое действие) посодействовать и осуществить освобождение и спасение? На всех живых существ, находящихся в ситуации прямой угрозы погибнуть; кто пребывает в ситуации беззащитности, возможно, без прямой угрозы гибели, но нуждающийся в помощи» (сайт: www.dazan.spb.ru).
И сейчас перед отправкой в дальний путь молодые люди на коне три раза обходят буддийскую ступу.
*****
Сегодня, 17 февраля, печальный день.
«Печальный день,
Ужасный миг,
И боль и стон,
И чей-то крик!».
(Галина Коротаева).
Радость может приходить через печаль? Когда печаль превращается в радость…
«И радость
Слышать голоса,
Что стороною
Смерть прошла…».
(Галина Коротаева).
Так вот вопрос. Как вы думаете - день ранения отца на фронте может считаться нами, его потомками, радостным днём?
Цыренжаб Чойропов.
Относительно недавно узнали про боевой путь отца в Великую Отечественную войну и про день ранения в кровопролитном сражении на Западном фронте. 17 февраля 1942 года отец наш Чойропов Цыдып Бадмаевич получил тяжёлое увечье на фронте и после лечения 3,5 месяца в эвакогоспитале г. Иваново был демобилизован как инвалид II группы и отправлен домой (из архива ЦАМО).
Раненый, но живой, сын бурятской матери вернулся с фронта - домой. Эмоции матери фронтовика не передать было словами. Бабушка радовалась: «Большое счастье, что вернулся, а рана заживёт».
В послевоенное время родились мы, 3 сына. А нас не было бы на свете, если отец не вернулся с войны. Ведь в Смоленской области, где 17.02.1942 года отец получил ранение, из его роты практически никого не осталось в живых.
У д. Дубровка Думиничского района Смоленской области (ныне Калужская область) отец на всю жизнь запомнил, как три пули прошили верхнюю часть зимней его шапки. Три пули прилетели в лоб, но был иной итог. От смерти кто-то оградил, он верил, что это силы небесные!* Пули прошли всего в трёх сантиметрах от его головы. Четвёртой пулей он был ранен в левую руку (из рассказа фронтовика на встрече с учащимися местной школы, в 1965 году).
«В деревне Дубровка Калужской области в братской могиле похоронено 805 фронтовиков» (из письма местного поисковика).
* Отец мой рассказывал, что перед отправкой на фронт летом 1941 года он, сидя верхом на лошади, три раза объехал дом по кругу. В Ягдыке тогда не было буддийской ступы («субарга»), как сейчас, поэтому совершил такой обряд вокруг собственного жилища, который, как он полагал, поможет почувствовать в себе уверенность за время ратной службы.
Это, оказывается, давнишняя традиция у бурят. Называется обряд «цетар» («hэтэр» по-баргузински). Я нашёл в Инете инфо: «Цетар в тибетском буддизме - обряд дарования жизни живым существам. Цетар - в переводе означает «выкуп, спасение жизни».
На кого может быть направлено намерение (благое действие) посодействовать и осуществить освобождение и спасение? На всех живых существ, находящихся в ситуации прямой угрозы погибнуть; кто пребывает в ситуации беззащитности, возможно, без прямой угрозы гибели, но нуждающийся в помощи» (сайт: www.dazan.spb.ru).
И сейчас перед отправкой в дальний путь молодые люди на коне три раза обходят буддийскую ступу.
*****
Сегодня, 17 февраля, печальный день.
«Печальный день,
Ужасный миг,
И боль и стон,
И чей-то крик!».
(Галина Коротаева).
Радость может приходить через печаль? Когда печаль превращается в радость…
«И радость
Слышать голоса,
Что стороною
Смерть прошла…».
(Галина Коротаева).
Так вот вопрос. Как вы думаете - день ранения отца на фронте может считаться нами, его потомками, радостным днём?
Цыренжаб Чойропов.
4474