«А топонимика Дырена, начиная с Далсы (в западной части) и кончая Боолон-Түмэром (на востоке), такова: Далса, Сорюр (Һарюур), Турхикта, Балгуужан, Куйтуны (Хүнтэй), Алла, Догдоо (Аллайн), Гаахаан, Баяндай, Цыренэй нуга, Харсага, Аяан, Урда Аяан, Буугшаар, Ентэхек, Ботолло, Оолсо, Шибирсо, Yлэгшээн, Этьхитэ, Лазарь-нуга, Хоолой, Куллук (Хуллак), Хүрпѳѳ, Сыем (Һэем), Сэю (Һэюу), Ягдык, Улюнхан (Уланхаан), Кучигер (Хүшэгээр), Догдоо, Конюхайн нуга, Тунжани нуга, Намаа, Гарасун (Гарааhан), Үмхэй, Аман, Самахай (Һамаахай), Ямаагана, Кынкысер (Хэнхэсэр), Булуухаан, Чальчигир (Шальшагар), Зүгдээли, Мунчо (Муншѳѳ), Тазы (Тааса), Джерга (Жэргэ), Бирянхуур (Баряанхуур), Боолон-Түмэр. Да простят меня земляки, если упустил ещё что-то…
И каждый из этих малых улусов (хуторков) имел свою внутреннюю структуру (составные части) в виде «бууса» (гуртов и отар). Например, Ботолло, где я каждое лето косил сено, начиная с 4-го класса, со своим школьным другом Баиром Дашиевым, а бессменным звеноводом был известный в Дырене производственник и весьма эрудированный, начитанный человек Бошигто (Балдоржи) Дымбрылович Жигжитов (96-й год идёт, бодр и здоров, живёт в с. Алла), состояло из нескольких «бууса». Оно включало в себя: Баруун Ботолло (Хуурай Баргажан, Ёолоон, Ангалаани бууса); Дунда Ботолло (Дымбэрэни (Цыремпилэй) бууса, Бидаашкын бууса, Соболиин бууса, Зүүн Ботолло…
Всегда на слуху названия рек и речушек: Баргузин, Алла, Лүглэ, Гаахаан, Сукотка (Һүхэтьхэ), Шибирсо, Yлэгшээн, Улгана, Джерга; озёр: Аллайн нуур (с. Алла), «Хоолэнтии» (Догдоо), «Малыгин», «Гоожуур» (Аяан), Онгоони нуур (с. Кучигер), озеро Боолон-Түмэр (исток Баргузина); горячие источники («аршаанууд»): Алла, Кучигер, Үмхэй, Сэю.
Думается, что мы должны проявить интерес к географическим названиям (топонимике) своей территории. Напрашивается, конечно же, вопрос: зачем нужно их изучать и искать истоки того или иного имени? Ответим так: все на Земле имеет свой адрес. Для человека этот адрес начинается с места рождения.
Несомненно, географические названия - это народное творчество, создаваемое веками. Истоки его уходят в далёкое прошлое. Географические названия окружают нас с детства. С первых лет нашей жизни они повседневно и постоянно входят в наше сознание, начиная с названия родного села, где находится отчий дом, «тоонто», где ты появился на свет. И естественным становится желание осмыслить географические имена, выяснить, как они образуются, развиваются или исчезают, каково их внутреннее содержание.
Нелегко ответить на простой вопрос: что означают названия поселений, рек и озёр, гор и долин, с которыми мы знакомимся уже в детстве? Например, почему реки, речки и ручейки носят странные имена: Һухэтьхэ, Луглэ, Yлэгшээн, Улгана и другие?
Нам необходимо поинтересоваться вопросами происхождения географических названий и народной географической терминологии у себя на малой родине и по возможности опубликовать немало статей и заметок на топонимические сюжеты (ведь встал же на творческую стезю наш земляк-ветеран Даши Сандибаевич Аюшиев, изучивший родословные ветви дыренских бурят. Выпустил несколько нужных книг!).
В местной топонимике пока много неясного. Но ещё В. Гёте говорил: «Человек должен верить, что непонятное можно понять; иначе он не стал бы размышлять о нём».
На снимке: речка Алла.
Цыренжаб Чойропов, краевед и публицист, уроженец села Алла (Дырен) Курумканского района.
И каждый из этих малых улусов (хуторков) имел свою внутреннюю структуру (составные части) в виде «бууса» (гуртов и отар). Например, Ботолло, где я каждое лето косил сено, начиная с 4-го класса, со своим школьным другом Баиром Дашиевым, а бессменным звеноводом был известный в Дырене производственник и весьма эрудированный, начитанный человек Бошигто (Балдоржи) Дымбрылович Жигжитов (96-й год идёт, бодр и здоров, живёт в с. Алла), состояло из нескольких «бууса». Оно включало в себя: Баруун Ботолло (Хуурай Баргажан, Ёолоон, Ангалаани бууса); Дунда Ботолло (Дымбэрэни (Цыремпилэй) бууса, Бидаашкын бууса, Соболиин бууса, Зүүн Ботолло…
Всегда на слуху названия рек и речушек: Баргузин, Алла, Лүглэ, Гаахаан, Сукотка (Һүхэтьхэ), Шибирсо, Yлэгшээн, Улгана, Джерга; озёр: Аллайн нуур (с. Алла), «Хоолэнтии» (Догдоо), «Малыгин», «Гоожуур» (Аяан), Онгоони нуур (с. Кучигер), озеро Боолон-Түмэр (исток Баргузина); горячие источники («аршаанууд»): Алла, Кучигер, Үмхэй, Сэю.
Думается, что мы должны проявить интерес к географическим названиям (топонимике) своей территории. Напрашивается, конечно же, вопрос: зачем нужно их изучать и искать истоки того или иного имени? Ответим так: все на Земле имеет свой адрес. Для человека этот адрес начинается с места рождения.
Несомненно, географические названия - это народное творчество, создаваемое веками. Истоки его уходят в далёкое прошлое. Географические названия окружают нас с детства. С первых лет нашей жизни они повседневно и постоянно входят в наше сознание, начиная с названия родного села, где находится отчий дом, «тоонто», где ты появился на свет. И естественным становится желание осмыслить географические имена, выяснить, как они образуются, развиваются или исчезают, каково их внутреннее содержание.
Нелегко ответить на простой вопрос: что означают названия поселений, рек и озёр, гор и долин, с которыми мы знакомимся уже в детстве? Например, почему реки, речки и ручейки носят странные имена: Һухэтьхэ, Луглэ, Yлэгшээн, Улгана и другие?
Нам необходимо поинтересоваться вопросами происхождения географических названий и народной географической терминологии у себя на малой родине и по возможности опубликовать немало статей и заметок на топонимические сюжеты (ведь встал же на творческую стезю наш земляк-ветеран Даши Сандибаевич Аюшиев, изучивший родословные ветви дыренских бурят. Выпустил несколько нужных книг!).
В местной топонимике пока много неясного. Но ещё В. Гёте говорил: «Человек должен верить, что непонятное можно понять; иначе он не стал бы размышлять о нём».
На снимке: речка Алла.
Цыренжаб Чойропов, краевед и публицист, уроженец села Алла (Дырен) Курумканского района.
2251